Воскресенье, 22.12.2024, 14:07
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ "Школа № 35"

Меню сайта
Помощь семьям участников СВО
Помощь семьям участников СВО
http://deti.gibdd.ru
Персональные данные. Дети
Телефон доверия
Сообщи, где торгуют смертью
Фонд поддержки детей
Наш опрос
Нужна ли школьная форма?
Всего ответов: 64
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
ВФСК ГТО

Влияние наркотиков

Памятки 






Влияние наркотиков на подростковый организм
  1. Причины формирования подростковой наркомании
  2. Признаки зависимости у подростка
  3. Особенности воздействия наркотиков на детский организм
  4. Профилактика наркомании среди подростков
Опасность подростковой наркомании нельзя рассматривать только с одной стороны проблемы – она многогранна и это существенно усложняет положение вещей. Если пытаться сформулировать все сопутствующие обстоятельства в качестве тезисов, то получится следующий список:
  • наркотики выглядят привлекательными для подростков ввиду желания получить новый опыт
  • употребление наркотиков нередко расценивается как акт самоутверждения
  • психоактивные вещества (ПАВ), употребляемые подростками, оказывают серьезное влияние на организм, в котором еще не завершены процессы развития
  • осознанность желаний не является характерным для мышления среднестатистического подростка, в результате чего существенно затрудняется лечение от уже сформировавшейся зависимости
Психологический аспект проблемы в этом случае является одним из ключевых – в этом возрасте происходит отрицание авторитетов, в результате чего необходимость пройти реабилитационный курс оценивается подростком как принуждение, ведь он «сам все знает» лучше остальных. В результате огромное количество людей, едва достигнув совершеннолетнего возраста, уже имеют серьезные повреждения организма, полученные из-за пристрастия к наркотикам. Деструктивные изменения распространяются прежде всего на различные отделы головного мозга, но также, в зависимости от употребляемого подростком психоактивного вещества, страдают и прочие системы органов.
Причины формирования подростковой наркомании
Если говорить о причинах, по которым подростки обращают свое внимание в сторону употребления наркотических веществ, то в этом вопросе не существует четкой корреляции. Как говорится - сколько людей, столько и мнений. Во многих случаях подросток, обнаруженный «в компании» двух дорожек амфетамина, вряд ли сможет внятно объяснить свою мотивацию, несмотря на повышенную разговорчивость, наступающую после употребления этого стимулятора. Однако, исходя из психологических и научных исследований, можно выделить несколько основных причин того, что школьники и студенты начинают постигать мир наркотических веществ, рискуя обзавестись зависимостью и рядом хронических заболеваний.
Незрелость в развитии
Весьма характерная личностная черта для людей, которых могут даже не пустить в кинотеатр из-за того, что фильм имеет возрастное ограничение. Инфантилизм проявляется разносторонне, но в если рассматривать его в срезе подростковой наркомании, то он приводит к тому, что у ребенка нет четкой жизненной цели, и он с легкостью поддается чужому влиянию. Помножьте это на обилие свободного времени, отсутствие путей для выплеска энергии и получите объяснение тому, что карманные деньги потрачены на пакетик спайса.
Эта причина употребления наркотиков является прямым следствием педагогического просчета родителей, которым по неизвестным причинам нет дела до собственного ребенка – такие люди часто сетуют, что школа совершенно не воспитывает детей, забывая, что воспитательные функции прежде всего возлагаются на них самих.
Генетическая предрасположенность
Кора головного мозга богата не только извилинами и серым веществом, но и нейромедиаторами – биохимическими веществами, которые передают импульсы нервным клеткам. Именно это обеспечивает разнообразные действия человека – от поднятия руки до улыбки от ощущения счастья. И работа этих нейротрансмиттеров во многом зависит от влияния генов. Поэтому у родителей, которых сложно назвать образцовыми ввиду употребления наркотиков или пристрастия к выпивке, дети также могут испытывать тягу к запрещенным веществам. И даже если ребенок не чувствовал в себе такой потребности, но употребил наркосодержащее средство за компанию с друзьями, он с большой долей вероятности ощутит потребность получить повторный опыт.   Смертельно опасно!
Конец формы
Проблемы с самооценкой
Подростковые группы зачастую формируются по принципу жесткой иерархии, а потому всегда кроме статусных членов группы есть и аутсайдеры. Именно причастность подростка к менее авторитетным членам группы или нахождение вне ее может стать стимулом для приобретения и употребления наркотического средства. В этом случае подросток принимает наркотики при свидетелях, приходит в учебное заведение в состоянии наркотического опьянения или совершает иной демонстративный поступок – по его мнению это может повысить персональный статус в глазах сверстников. К тому же, поступая таким образом, он чувствует себя более взрослым, укрепляясь в ложноположительной самооценке.
Атмосфера в семье и методы воспитания
Бунтарство изначально заложено в профиле этого возрастного периода, поэтому, употребляя наркотические вещества, многие подростки показывают своеобразный протест против слишком строгих и жестких методов воспитания. Разумеется, это случается не сиюминутно – обычно предварительно дети устраивают акты неповиновения, не соблюдают установленные правила, демонстративно нарушают дисциплину в школе или дома. В эту же категорию попадает и попустительский стиль воспитания, который нередко практикуется в семьях, где родители увлекаются алкогольными напитками – ребенок начинает распоряжаться предоставленной свободой по-своему. Поэтому две стороны одной монеты с легкостью могут привести к единому результату.
Исследовательский инстинкт
Дети любопытны, и это факт. Вот только сначала им интересно, что будет, если сунуть палец в кастрюлю с кипящей водой, а спустя полтора десятка лет – что будет, если выкурить «косяк». Это вполне стандартный механизм, в результате действия которого появляется первый опыт в выпивке или курении сигарет. И наркотики здесь - не исключение, к тому же вряд ли ребенок будет подумывать о героиновой инъекции в качестве первого опыта, но употребление амфетамина, спайса или марихуаны более чем вероятно. Если такое происходит, то это также можно отнести к педагогическим просчетам родителей, которые своевременно не объяснили сыну или дочери всю опасность таких экспериментов.
Подражательство
Важное значение для подростка имеет общественное мнение – оно является неотъемлемым атрибутом процесса взросления. Поэтому, когда сформировано мнение, что быть пьяным или «вмазанным» - это круто, то устоять перед этим сложно. В результате подготовка к походу на школьную дискотеку может заключаться не в покупке новых кроссовок, а в поиске «закладки» на районе. К сожалению, такой мотив в перспективе оказывается долгосрочным и многие годы человек, прежде чем отправиться в клуб или на вечеринку, будет практиковать разнообразные способы изменить свое восприятие реальности – состояние радости без употребления допинга для него становится недоступным.
Признаки зависимости у подростка
Если говорить о моментах в поведении ребенка, которые могут стать показателями того, что он употребляет то или иное психоактивное вещество, то здесь многое зависит от того, на какой стадии находится развитие зависимости и какой наркотик используется. У каждого психотропа есть свои характерные симптомы – от особенностей поведения до физиологических реакций. Но можно выделить ряд общих признаков того, что ребенок может употреблять наркотики.
Проблемы с аппетитом
В этом вопросе многое зависит от употребляемого наркотика – в большинстве случаев прием стимуляторов сопровождается нарушением аппетита, когда подросток более чем на сутки может забывать о еде. Если же речь идет о курении марихуаны, то в этом случае аппетит может быть более чем полноценным, вплоть до обжорства - все содержимое холодильника находится под угрозой уничтожения. Такое расхождение в реакциях организма обусловлено действием психоактивных веществ на различные рецепторы, стимулирующие выработку гормонов, провоцирующих настолько полярные реакции при ощущении степени голода.
Меняющееся поведение
В большинстве случаев прием наркотиков в таком возрасте связан с компаниями – маловероятно, что подросток будет употреблять психоактивные вещества, находясь в одиночестве. Индивидуальное употребление может быть присуще уже сформировавшимся наркоманам в более взрослом возрасте, а для детей это больше коллективная активность, когда важнее не столько принять ПАВ, сколько обсудить полученный опыт и показать сверстникам свою смелость. В результате ребенок начинает меньше времени проводить в семье, уклончиво отвечать на вопросы о времяпрепровождении, чаще просить деньги.
Если речь идет об употреблении наркотиков на систематической основе, то это проявляется в эмоциональной сфере – подросток становится раздражительнее чем обычно, у него стремительно меняется настроение. Также он может демонстрировать поведение, характерное для наркотического опьянения – повышенную говорливость, заторможенность, бесцельную активность, легкую переключаемость внимания, забывчивость.
Изоляция от контактов
Подростки нередко демонстрируют социофобию по отношению к членам семьи, родственникам и знакомым родителей, которые пришли в гости – доходит до абсурда, когда ребенок придумывает абсолютно нелепые отговорки, чтобы не поддерживать контакт. Однако при этом он охотно общается с приятелями – и по телефону, и лично. При этом нередко используются различные кодовые фразы, которые, как полагают подростки, не вызывают подозрений у родителей. Уже такое поведение невольно должно заставлять взрослых задуматься о том, что у ребенка возможно есть секреты, которые он тщательно скрывает. Даже если речь идет не о наркотиках, такую семейную коммуникацию сложно признать нормальной.
Изменение лексикона
Любой из наркотиков имеет несколько названий – кроме общепринятого обозначения существует и множество жаргонных. При этом только марихуану можно обозначить в разговоре добрым десятком общеизвестных слов, что уж говорить о том, что в подростковой компании могут использовать свою терминологию. Поэтому стоит обратить внимание на то, какие слова проскакивают в диалогах ребенка, которые он ведет со своими сверстниками.
Внешний вид
Если ребенок покрасил волосы в фиолетовый цвет и сделал пирсинг на лице, не стоит его упрекать в прогрессирующей наркомании, но изменения в его внешнем виде обычно служат индикаторами ситуаций, требующих внимания. Кроме одежды с длинными рукавами, которые скрывают руки даже в тридцатиградусную жару, тревожными признаками могут быть:
  • игнорирование правил гигиены и общая неряшливость
  • изменение состояния волос – они становятся чрезмерно сухими
  • нездоровый цвет кожи
  • повышенная отечность, при том, что заболеваний почек и нарушения в обмене веществ у него нет
  • непрекращающийся насморк, частые носовые кровотечения (может быть признаком вдыхания амфетамина)
Кроме того, не стоит забывать, что глаза – это зеркало души, и вне зависимости от того, какое психоактивное вещество употребил подросток, его глаза расскажут об этом с помощью аномально расширенного или суженного зрачка, а также повышенным покраснением белков или «стеклянным» блеском.
Поведенческие реакции
Изменение речи является еще одним признаком того, что ребенок балуется наркотиками. Все изменения зависят от принятого вещества – чрезмерно расслабленная и путающаяся речь характерна для ПАВ с седативным эффектом, а слишком быстрая и сбивчивая подача присуща последствиям приема стимуляторов. Также стоит задуматься если в разговоре подросток перескакивает с одной темы на другую, забывает, о чем только что вел речь, слишком долго обдумывает какой ответ даст на поставленный вопрос.
Работа вестибулярного аппарата также может сигнализировать о том, что подросток пошел не в том направлении. Последствия здесь также могут зависеть от вида психоактивного вещества, но затруднения при ориентировании в пространстве присущи употреблению любого наркотического вещества.
Особенности воздействия наркотиков на детский организм
Ключевой фактор риска от раннего начала употребления наркотиков заключается в том, что организм ребенка не до конца сформирован, и настолько агрессивное химическое вмешательство в течение естественных процессов приводит к печальным последствиям. Это способствует появлению хронических заболеваний, повышает вероятность проявления психических отклонений, снижает интеллектуальные возможности. Основные последствия подростковой наркомании следующие:
  • Снижается эффективность работы иммунной системы. Организм хуже противостоит вирусам и инфекциям, что является одной из предпосылок при формировании раковых опухолей в различных системах органов.
  • Появляется риск бесплодия вне зависимости от пола. В подростковом возрасте репродуктивная система далека от пика развития несмотря на то, что уже может выполнять свои функции. В результате нарушения гормонального баланса и влияния токсинов на железы, повышается вероятность проявления дефектов.
  • Деформируется нервная система. Раннее влияние ПАВ провоцирует целый спектр последствий – эмоциональная нестабильность, заторможенность или повышенная возбудимость.
  • Нарушается баланс нейромедиаторов. Эти вещества играют ключевую роль в регуляторной функции организма, участвуя во множестве процессов – от дыхания до формирования чувства голода. А большинство наркотических веществ влияет именно на эти медиаторы, что в последствии приводит к множественным сбоям в работе этой системы и тяжелым последствиям для организма.
  • Страдает обмен веществ. Прежде всего изменения касаются белкового обмена, что впоследствии проявляется в недостаточном формировании мышечной массы, появлению сердечных патологий.
Кроме физиологических последствий и проблем с когнитивной сферой, употребление психотропных веществ приводит к существенным личностным изменениям, которые распространяются на мотивационную сферу, коммуникативные возможности, осознание морального порога. Ну и, разумеется, никто не отменял «лесенку», по которой опускаются люди, переходящие от легких наркотиков к тяжелым. В этом случае вместо полноценной жизни, в которой есть семья и любимая работа, появляется перспектива прожить всего несколько лет лишь с одним желанием – получить очередную дозу.
  • Круглосуточно
  • Анонимно
  • Бесплатно
Конец формы
Профилактика наркомании среди подростков
Чтобы снизить вероятность того, что несовершеннолетние обратят внимание в сторону наркотических веществ, важно своевременно проводить профилактическую работу – в группе риска находится любой подросток, а не только проблемные дети. При этом воздействие должно осуществляться не только со стороны педагогов, но и родителей. Пока что отмечается тенденция к снижению возраста при первом употреблении психоактивных веществ. Чтобы ситуация не усугублялась, следует соблюдать ряд основных правил при организации профилактической работы.
Ранний старт профилактических бесед
Ввиду того, что на данный момент отмечаются случаи употребления ПАВ уже двенадцатилетними детьми, разъяснительную работу следует начинать заранее. При этом стоит обратить внимание ребенка не только на последствия употребления наркосодержащих веществ, но и в целом на явления, которые влекут за собой вредные привычки. Важно, чтобы несовершеннолетний понимал, что выкуренная сигарета или выпитая банка алкогольного коктейля не сделают его взрослее, лучше, успешнее. При этом не следует соблюдать определенный график при выборе времени для таких бесед – достаточно не избегать этой темы при каждом случае, когда следует ее затронуть. Для наглядности важно выбирать наглядные примеры – абстрактная ситуация вряд ли поможет вызвать у ребенка необходимые эмоции. А вот спивающийся или «торчащий» сосед – это намного более яркий пример.
Формирование правильного отношения к здоровому образу жизни
Недостаточно ежедневно говорить ребенку, что наркотики – это зло. Без правильных примеров позитивного поведения эти нравоучения результата не дадут, поэтому следует постепенно прививать тягу к здоровому образу жизни. Но здесь также важно соблюдать баланс и правильное отношение – вряд ли отец, сидящий на диване с банкой пива и отправляющий сына бегать кросс вокруг дома вызовет правильный отклик в душе ребенка.
Предварительно следует выяснить какая спортивная активность по душе сыну или дочери и принимать в таких занятиях непосредственное участие.
Реалистичность приводимых примеров
Многие родители пытаются оградить ребенка от суровых реалий во избежание травмирующих последствий для его психики и в этом делают большую ошибку – в итоге у него отсутствует малейшее представление о последствиях употребления наркотиков. Сложно на пальцах объяснить к чему приводят систематические инъекции дезоморфина на протяжении нескольких лет, однако стоит ребенку своими глазами увидеть результат такого отношения людей к собственной жизни и вряд ли он захочет для себя такой участи. К тому же, теоретические размышления о вреде наркотиков, которые не подкрепляются визуальными и яркими примерами, со временем в восприятии ребенка превращаются в привычные «страшилки», которые пролетают мимо его ушей.
Контроль за контактами
Большинство подростков получает первый опыт употребления психоактивных веществ вовсе не потому что проснулись однажды утром с мыслью о том, что следует купить пакетик амфетамина. Этому всегда способствует компания – он пробует наркотики из любопытства, потому что боится показаться трусом или хочет впечатлить друзей. Поэтому важно обращать внимание на окружение ребенка, с кем он общается вне школы и дома. Но важно соблюдать одно правило – принуждения быть не должно. То есть запрет на общение «с тем странным мальчиком» не принесет результата – он лишь сформирует в сознании противопоставленную позицию по отношению к родителям. Намного более правильным будет придумать для ребенка альтернативные способы времяпрепровождения, что не оставит у него возможностей на общение с сомнительной компанией.
Правильная коммуникация с ребенком
Многие родители видят свою воспитательную функцию лишь в совместном выполнении домашнего задания, нагружении ребенка бытовыми задачами и беседах о том, что хорошо, и что такое плохо. При этом они забывают о таком важном аспекте, как доверительные отношения. А ведь если между ребенком и родителями налажена правильная коммуникация, то он в первую очередь обратится за советом к ним, а не к друзьям. Это поможет сформировать у него адекватное отношение к различным ситуациям, которые уместнее решать взвешенными действиями, а не изменением сознания с помощью тех или иных психотропных веществ.
Год семьи
#КуZбасс #ZаРодину
Сообщество МБОУ "Школа № 35"
Школьное питание
Точка роста
Главные события
Реестр стратегических программ
Портал госуслуги
Мои документы
Информация
Мини-чат
Календарь
«  Декабрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Поиск
Электронная школа 2.0
Электронный журнал
Электронные мониторинги
Архив новостей

Важные ссылки

МБОУ "Основная общеобразовательная школа № 35". Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн). Запрещается копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя. © 2024